?

Log in

No account? Create an account
Эльбрус

legart


ЖЖ от Legart'а (Антона Толмачева)

Дневник чукчи: что вижу, о том и пою! А также веду проект "День рождения песни"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Фиделио: опера или 4D-аттракцион?
legart
"Фиделио" - опера Бетховена,
которая была поставлена Майклом Хантом (Великобритания)
в музее "Пермь-36" - бывшей политзоне строгого режима
.

1. Слово аттракцион - не моё, я его услышал от зрителей.

2. Что для меня Фиделио - опера или аттракцион - вы узнаете в конце.

3. Чтобы понять, за счёт чего,  кроме классической музыки, создавались эмоции посмотрите вначале эти фото и видео, а потом уже уходите под кат.

Плакальщицы перед входом на зону и солдат со свистком на 140 децибел (я считаю эти две фотки лучшими и передающими настрой всего спектакля).





Плакальщицы видео:



Проход по зоне от одной сцены к другой (звук изначально сделайте погромче):



Скажу честно, даже мне мужику, отслужившему в армии и уже бывавшем в Перми-36, в отдельные минуты было не по себе, некоторые же женщины (да думаю, что и мужчины тоже) явно испытывали настоящий стресс. Особенно если учесть, что охранники уже полностью вжились в роль и команды отдавали громко и жёстко. И ещё 5 минут назад свободные люди начинали им подчиняться!

Ну а теперь поехали по порядку:

1. Ожидание спекталя заняло около часа. Народ томился на солнце, так как тени от забора, окружающего бывшую зону, на всех не хватило. Подозреваю, что это был режиссёрский ход, чтобы народ притомился, т.к. люди говорят, что спектакль как правило начинался около трёх.





2. Уже в это время с нами был доктор (он пригодился, т.к. в ходе спектакля как минимум одной зрительнице стало плохо), а капельдинеры, привезённые из Перми, продавали программки.





3. Также к нам периодически выходил Майкл Хант (слева на первой фотке), объяснявший причины задержки (вот она забота о зрителе по буржуйски) и просивший набраться терпения, а также общавщийся с одним из англоязычных зрителей. Но особо подготовленные с улыбкой встречали информацию о задержке спектакля.





4. Но вот спектакль начался. Проход мимо плакальщиц и через клетки проходной...




.... встреча на зоне криками охраны и ударами палкой по перилам, сделали своё дело: люди инстинктивно втягивают голову в плечи...




.... а улыбок на лицах больше нет.



5. Главные действующие лица увертюры: охранник и колонка. Естественно на увертюре появился и Фиделио, но поскольку я не признал его главным действующим лицом этой сцены (по эмоциям), то фотки его не будет, хотя она есть.




6. Проход от увертюры к первой сцене (у меня свой план спектакля - по моему восприятию  - который может не совпадать с планами Ханта-Бетховена, поэтому критика названий - не принимается ). Несмотря на явно опереточные образы некоторых персонажей...




... и добрые лица некоторых охранников, дальнейшие встречи...




создают вполне соответствующее настроение.




7. Сцена в доме. На первом фото видна половина зрителей, вторая половина находится там, откуда фоткал я. На втором фото - главное составляющее 4D в этой сцене - сковородка. Всё время, пока шла сцена на ней что-то тихонько жарилось, расространяя очень аппетитные запахи!




для истинных ценителей оперного пения: моя поганная запись виртуозного исполнения квартета в жутких акустических условиях, когда периодически шум ветра подавлял все остальные звуки:



и опять проход к следующей сцене (видео этого прохода вы видели в начале) где нас встретили тренирующиеся, в ожидании коменданта, охранники....




.... и работающие заключённые (фотка - как из реального лагеря, если бы не дурацкие оранжевые нашивки). А вот пожаловал комендант и показал всю силу своего голоса (Владимир Тайсайев)! Элемент 4D - бумажка, горящая в полуметре от моего носа, рядом стояли дети - они в ужасе шарахнулись в сторону.




А вот в таких декорациях в этой сцене исполнила свою арию Леонора - Екатерина Орлова и сразу же общий вид следующей сцены:




после которой все отправились на обед, старательно обходя тело убиенного. На обеде гречка с тушёнокй пошла на ура, даже англоязычные товарищи вылизали свои тарелки, хотя такого блюда сроду не едали (кто не знает - гречка в Европах и америках продаётся только в "русских" магазинах). Кстати обед в полевых условиях и именно гречкой с тушенкой - это тоже из 4D.




Удивительно, но проведя чуть больше часа в застенках народ уже послушно выстраивается в колонну и бредёт под конвоем мимо плакальщиц в зону особого режима на второе действие. Особо умные в колонне начали обсуждать то, что мы стремительно становимся похожи на  участников Стэнфордского эксперимента, а охранники из оперы уже давно там. Я тоже ощущаю на себе то, что невольно начинаю подчиняться командам охраны.

 


Во втором действии - в подземелье - меня поспросили не снимать, поэтому фоток нет. Фоток узников Гуантанамо и финала по сети уже достаточно, поэтому на этом с фотками всё.

А теперь ответ на вопрос: Фиделио - это безусловно опера, но 4D-опера. Настолько сильно зритель интегрирован в действие. И в этом основная сила оперы в трактовке Ханта и её же слабость - никуда из Перми-36 постановку перенести механически не удастся. Если и перенесут, то это будет уже совсем другой спектакль.

Выражаю благодарность:
v_efremov  за аккредитацию. Без неё поста бы не было.
kostyanus  за подсказку с замороженной водой. Без неё - не дожил бы.
zaikaa  за подсказку по билетам. Без них никуда бы я не попал.

P.S. Вы так и не дождались моего резюме? Вот оно: мне понравилось и я считаю, что это серьёзная заявка на все существующие премии и "Золотую маску" и "Строгановскую" и "Законодательного собрания Пермского края".



promo legart october 18, 2017 09:00 11
Buy for 40 tokens
Всё очень просто: переходите вот по этой ссылке на сервис "Google Найти устройство" и вы не только увидите его на карте, но и сможете позвонить на него и даже стереть все данные и заблокировать! Чтобы репостнуть - нажмите кнопки ниже! Legart

  • 1

они вроде как предполагают перенести в аналогичный лагерь
типа Дахау
но не уверен, что у них это получится, правозащитники наверняка возмутятся


про 4D интересная мысль, обдумаю

свой пост выложу с утра, наверное

Мда, ну мой наверное во вторник будет.
У меня все скучно в отличии от вас. *)

А вот интересно, много ли было зрителей?
Новый жанр, судя по описанию, "синтетический" - как мюзикл

250 зрителей - это число заложено в концепции спектакля.

тоже про Стенфордский эксперимент вспомнила. И тоже в связи с охранниками. К последнему спектаклю многие очень даже ничего так в роль вжились

спасибо! теперь понятно, что такое Фиделио... из ваших впечатлений понял - жестокая вещь. психолог после спектакля к себе на прием не записывал?

Про Дахау:
Режиссер Майкл Хант: «Я бы никогда не поставил «Фиделио» в Дахау, потому что там принципиально другая атмосфера. Дахау — это место-кладбище. А «Пермь-36» — место работы».
Цитита из статьи в "Соли"
Поставить не поставил, а привезти, видимо, может:)


сначала хотел написать много букав.. но стало как-то лень
скажу лишь, что опера понравилась, НО организационные моменты
слегка удручали...как-то все сделано "по-русски"
итог: скорей остался доволен.
очень впечатлила сцена в коридоре!

спасибо за отчет!
и особенно за 3 с конца фото. Звезды театра-театра на ней :)

  • 1